Перейти к основному содержанию

Ефим Завальный — музыкант, оперный певец, сонграйтер, музыкальный продюсер. Санкт-Петербург → Баку → Лондон

«Как бы ни было сложно, я ни разу не пожалел о своём решении. Даже супруга, изначально не видевшая в этом перспективы, со временем призналась: это было лучшее решение в её жизни»

Первый приезд в Лондон в 2024

Своей историей с нами поделился Ефим Завальный - бывший певец Мариинского театра, который оказался в Великобритании по визе таланта. Ефим рассказал о второй эмиграции после войны, сборе документов, особенностях адаптации и новой жизни в Лондоне.

Британия всегда была моей грёзой, но даже в мечтах я не помышлял о переезде. Всё, что я знал об острове, было почерпнуто из его культуры: Beatles и Prodigy, Blur и Pulp, Дживс и Вустер, Холмс и Ватсон… Я никогда там не был. Но 2022 год дал мощный толчок сделать то, на что раньше не хватало духа. Так мы с семьёй (жена Ефима - концертмейстер и коуч Ребекка Магомедова) сначала оказались в Баку — в компании замечательных людей из комьюнити NewZeon, а спустя два года — в Лондоне.

От знакомой я случайно узнал о визе талантов UK. Изучив условия и прикинув свои шансы, понял: пора сделать сказку былью.

Месяца три ушло на поиск информации, сбор и оформление кейса. Очень помог телеграм-канал «Философский пароход», где отважная группа девушек курирует тех, кто хочет податься на визу самостоятельно. Потом — два месяца томительного ожидания, и вот, поздним вечером, заветное письмо падает в электронный ящик.

Самым сложным было убедить жену на очередной, уже третий за время наших отношений, переезд. Хотя раньше всё было наоборот!

1

"Дон Паскуале" в Мариинском театре 2022. Ефим Завальный и Антонина Весенина

Сложнее всего оказалось собрать рекомендательные письма: к ним в Британии особое внимание. Нужно привлечь людей и организации, с которыми ты работал, но которые будут весомыми по мнению Arts Council. И этот этап, благодаря прошлым коллаборациям, мы преодолели.
После этого я собрал документы на депендантов — жену и ребёнка (детей можно брать только несовершеннолетних), оплатил все сборы, включая NHS (медицинское страхование), и мы отправились в визовый центр. Шанс отказа на этом этапе минимальный, и уже через месяц конверт с паспортами был у нас на руках.

Британская виза таланта даёт право находиться в Великобритании, арендовать жильё, получать бесплатное образование и медобслуживание, а главное — работать в любой сфере без привязки к работодателю. Единственное исключение — спорт: для него предусмотрен другой тип визы.
Переезд — всегда событие, особенно в другую страну. Но у нас уже был опыт, и в Баку мы старались не обрастать вещами. Единственное, что я взял с собой в Лондон, — домашняя студия: синтезаторы, микрофоны и прочая аппаратура.

По прибытии начались поиски квартиры — настоящий квест на выживание, способный расшатать даже крепкую психику. На первое время нас приютили очаровательные ребята из Петербурга — Наташа и Василий, за что мы им очень благодарны. Эта поддержка помогла почувствовать под ногами землю. А потом началась череда риелторов, объявлений, просмотров, недоверчивых лендлордов… Найти подходящее жильё сложно: сдавать приезжим готовы далеко не все.

В итоге мы наткнулись на застройщика built-to-rent апартаментов, которому была важна не бесконечная проверка, а предоплата. Так мы и осели в районе Wembley.

Как бы ни было сложно, я ни разу не пожалел о своём решении. Даже супруга, изначально не видевшая в этом перспективы, со временем призналась: это было лучшее решение в её жизни. Сын доволен и школой, и городом — адаптация проходит успешно и безболезненно.

Мне нравится местное коммьюнити, уважительное отношение друг к другу, поддержка, бесконечное культурное разнообразие. Музыкальная жизнь настолько насыщенна, что едва успеваешь отслеживать концерты любимых исполнителей, за которыми раньше следил лишь по экрану телефона. А ещё — возможность сотрудничать с местными музыкантами. Ещё недавно человек (Gregg Kofi Brown) работал со Стингом, Дэймоном Албарном и Эдом Шираном — а вот вы уже обсуждаете совместный проект.

2

После концерта с Obongjayar. Лондон, 2025

Здесь настоящая кладезь молодых талантов, которые доверили мне продюсирование своих песен. Скоро выйдут первые «ласточки» — с нетерпением жду их в эфире BBC Introducing.

Всё здесь переплетено: попадая в этот творческий водоворот, ты оказываешься то в театре, то в кино. Это вдохновляет. Обо всём этом я пишу в своём телеграм-канале Songwrider.

Что касается оперной карьеры — без местного агента тяжело, а конкуренция за них огромная. Но мы с женой уже провели несколько концертов и заключили пару контрактов. Впереди — участие в лондонском фестивале, сольный концерт с русским камерным репертуаром в The Bridgewater Hall (Манчестер), а затем — Песни и пляски смерти Мусоргского с оркестром под управлением Alexander Walker, который, кстати, учился в Петербурге у Мусина. Одним словом, делаем всё, что в наших силах.

3

После одного из концертов в Лондоне, 2025

Пока мы только выходим к пресловутой стабильности — аренда съедает значительную часть доходов. Радует, что в нашей сфере достаточно возможностей для заработка: Ребекка летом работала коучем по русскому в Garsington Opera, получила приглашение в Guildhall, занималась с певцами. Я пишу музыку для разных проектов и артистов, продюсирую, преподаю вокал — чтобы и красный магистерский диплом не простаивал.

Бывает страшно, но сбережения помогли встать на ноги и начать карьеру по специальности. Без них творческой семье из трёх человек было бы сложно выжить. Я продолжаю сотрудничать с музыкантами из Азербайджана — писал им песни, в том числе для Евровидения. Где-то подзаработал, где-то нет — не слишком стабильно, но с ростом новых знакомств прибавляется и проектов. Так что стараемся смотреть в будущее с оптимизмом.

Прожиточный минимум — тема постоянных шуток в эмигрантских чатах: кто-то живёт на £30–40 тысяч в год, а кто-то «выживает» на 200 тысяч. Мы привыкли довольствоваться малым — всё необходимое уже есть. На еду уходит около £300, коммуналка — £100–150, Council Tax — £150 (зависит от района), ценник на жильё варьируется сильно — всё индивидуально.

Современные технологии серьёзно расширили наш круг общения. Существует множество чатов и групп, где можно найти поддержку, советы, новых друзей и коллаборации. Меньше чем за год я познакомился с множеством известных людей, которые теперь живут в Лондоне: Борис Гребенщиков, Рома Либеров, Владимир Раевский, Максим Диденко… Со временем к этому кругу начали присоединяться и британцы, и представители других стран. Скучать не приходится!

Материал подготовила Маргарита Минасян «Музыка в эмиграции»